Ученический совет

Загрузка ...
Функциональная грамотность Функциональная грамотность: развиваем в школе

 

«Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности», – рассказала руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАН Галина Ковалева на онлайн-конференции по функциональной грамотности, организованной командой «Яндекс.Учебник».

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

 

Функциональная грамотность — что это?

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций.

Функциональная грамотность включает в себя:

 

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать:

Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
 

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

 

Безусловно, при отборе наиболее эффективных инструментов формирования функциональной грамотности приоритет будет отдан активным формам.

Так, по направлению «финансовая грамотность», где школа имеет определенные успехи, наиболее востребованы интерактивные, игровые технологии, творческая мастерская, кейс-технологии, сinema-технология, технология развития критического мышления, проектные технологии.

Конечно, это только начало реализации школьного проекта по формированию функциональной грамотности, планируемыми результатами которого должны стать определенные уровни ее сформированности (представлены на рис.).

 

Банк заданий по функциональной грамотности

 

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

 

С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

 

 

На данной платформе находится полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA - Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA

Перейти в банк заданий

 


На данной платформе учителя могут пройти курсы и научиться создавать задания для формирования у учеников функциональной грамотности

Функциональная грамотность: развиваем в школе


https://yadi.sk/d/N0chCCfqY7uovg методические рекомендации

https://yadi.sk/d/vcz-TSnRz8YmMg  материалы по формированию функциональной грамотности

Конкурс "Технологии формирования функциональной грамотности обучающихся" просмотр